Защита персональных данных
2. Видео-материалы для проведения уроков по вопросам защиты персональных данных
Перечень видов информации, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И (ИЛИ) РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ, РАСПРОСТРАНЯЕМОЙ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ",
ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И (ИЛИ) РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ,
А ТАКЖЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЗАДАЧАМ ОБРАЗОВАНИЯ
N п/п |
Виды информации |
Описание видов информации |
|
Информация, запрещенная для распространения среди детей согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 436-ФЗ |
|||
1. |
Побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети "Интернет"), содержащая описания и/или изображения способов причинения вреда своему здоровью, самоубийства; обсуждения таких способов и их последствий, мотивирующая на совершение таких действий |
|
2. |
Способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети "Интернет"), содержащая рекламу или объявления/предложения о продаже наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участии в азартных играх, использовании или вовлечении в проституцию, бродяжничество или попрошайничество, содержащая обсуждение или организующую активность на данную тему |
|
3. |
Обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 436-ФЗ |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети "Интернет"), содержащая описания, фотографии, рисунки, аудио- и видеоматериалы актов насилия или жестокости, жертв насилия и жестокости, участников актов насилия и жестокости, обосновывающие или оправдывающие акты геноцида, военных преступлений, преступлений против человечности, террористических акций, массовых и серийных убийств, содержащие обсуждения участия или планирование совершающихся или будущих актов насилия или жестокости |
|
4. |
Отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети "Интернет"), призывающая к отказу от семьи и детей ("чайлдфри"), страницы клубов для лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, сообщества и ресурсы знакомств людей нетрадиционной сексуальной ориентации, содержащая описания, фотографии, рисунки, аудио- и видеоматериалы, описывающие и изображающие нетрадиционные сексуальные отношения |
|
5. |
Оправдывающая противоправное поведение |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети "Интернет"), содержащая описания, фотографии, рисунки, аудио- и видеоматериалы, содержащие призывы к противоправному поведению, одобрение противоправного поведения |
|
6. |
Содержащая нецензурную брань |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети "Интернет"), содержащая нецензурную брань |
|
7. |
Содержащая информацию порнографического характера |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети "Интернет"), содержащая описания, фотографии, рисунки, аудио- и видеоматериалы по данной теме |
|
8. |
О несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети "Интернет"), содержащая описания, фотографии, рисунки, аудио- и видеоматериалы по данной теме |
|
Информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено согласно части 3 статьи 5 Федерального закона N 436-ФЗ |
|||
9. |
Представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети "Интернет"), содержащая описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме |
|
10. |
Вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети "Интернет"), содержащая описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме |
|
11. |
Представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети "Интернет"), содержащая описания, фотографии, рисунки, видеоматериалы по данной теме |
|
12. |
Содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети "Интернет"), содержащая указанные виды информации |
|
Информация, не соответствующая задачам образования <*> |
|||
13. |
Компьютерные игры, за исключением соответствующих задачам образования |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети "Интернет") по тематике компьютерных игр, не соответствующая задачам образования, такая как порталы браузерных игр, массовые многопользовательские онлайн ролевые игры (MMORPG), массовые многопользовательские игры, основанные на имитации боевых или противоправных действий, советы для игроков и ключи для установки и прохождения игр, игровые форумы и чаты |
|
14. |
Ресурсы, базирующиеся либо ориентированные на обеспечении анонимности распространителей и потребителей информации |
Анонимные форумы, чаты, доски объявлений и гостевые книги, такие как имиджборды, анонимайзеры, программы, обеспечивающие анонимизацию сетевого трафика в сети "Интернет" (tor, I2P) |
|
15. |
Банки рефератов, эссе, дипломных работ, за исключением соответствующих задачам образования |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети "Интернет"), представляющая собой банки готовых рефератов, эссе, дипломных работ, за исключением печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов, создаваемых в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
|
16. |
Онлайн-казино и тотализаторы |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети "Интернет"), содержащая информацию об электронных казино, тотализаторах, играх на деньги |
|
17. |
Мошеннические сайты |
Сайты, навязывающие платные услуги на базе СМС-платежей, сайты, обманным путем собирающие личную информацию (фишинг) |
|
18. |
Магия, колдовство, чародейство, ясновидящие, приворот по фото, теургия, волшебство, некромантия, тоталитарные секты |
Информационная продукция, оказывающая психологическое воздействие на детей, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние |
--------------------------------
<*> Рекомендуется исключить из обработки систем контент-фильтрации образовательные ресурсы, относящиеся к домену edu.ru.
Нормативное регулирование
- pdfПисьмо Минобрнауки России от 14.05.2018 N 08-1184 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети "Интернет")
- pdfКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019)(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2019)
- pdfПостановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 (ред. от 29.11.2018) Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации
- pdfПостановление Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (ред. от 05.06.2018) О единой автоматизированной информационной системе
- pdfРаспоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р Об утверждении Концепции информационной безопасности детей
- pdfРекомендации по применению норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в деятельности библиотек, обслуживающих молодёжь
- pdfУказ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
- pdfФедеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
- pdfФедеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) Об информации, информационных технологиях и о защите информации
- pdfФедеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) О персональных данных
- pdfФедеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- pdfФедеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) Об образовании в Российской Федерации
Педагогическим работникам
http://www.saferinternet.ru – Безопасный Интернет. Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета. Мероприятия, Интернет и законодательство, проблемы и решения, международные ресурсы; |
http://www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. Интернет-угрозы и эффективное противодействием им в отношении пользователей; |
http://www.fid.su - Фонд развития Интернет. Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета; |
http://www.microsoft.com/ru-ru/security/ - сайт Центра безопасности Майкрософт; |
http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids - Club Symantec единый источник сведений о безопасности в Интернете; |
http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html - Личная безопасность. Основы безопасности жизни. Рекомендации взрослым: как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным; |
http://i-deti.org - портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы; |
http://www.oszone.net/6213/ - Компьютерный информационный портал. Статья для родителей «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет». Рекомендации по программе «Родительский контроль»; |
http://www.safe-internet.ru - сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам. |
Обучающимся
Информационная безопасность детей |
НЕЛЬЗЯ |
|
ОСТОРОЖНО |
|
МОЖНО |
|
Информационная памятка для обучающихся для размещения на официальных интернет-ресурсах |
С каждым годом молодежи в Интернете становится больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, Интернет несет и проблемы. Эта памятка должна помочь тебе безопасно находиться в сети. |
Компьютерные вирусы – это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению. В дополнение к этому вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена зараженная программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через Интернет. |
Методы защиты от вредоносных программ: |
|
Сети WI-FI – это не вид передачи данных, не технология, а всего лишь бренд, марка. Еще в 1991 году нидерландская компания зарегистрировала бренд «WECA», что обозначало словосочетание «WirelessFidelity», который переводится как «беспроводная точность». |
До нашего времени дошла другая аббревиатура, которая является такой же технологией. Это аббревиатура «Wi-Fi». Такое название было дано с намеком на стандарт высший звуковой техники Hi-Fi, что в переводе означает «высокая точность». |
Да, бесплатный интернет-доступ в кафе, отелях и аэропортах является отличной возможностью выхода в Интернет. Но многие эксперты считают, что общедоступные Wi-Fi сети не являются безопасными. |
Советы по безопасности при работе в общедоступных сетях Wi-Fi: |
|
Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно, а в Facebook уже зарегистрирован миллиард человек, что является одной седьмой всех жителей планеты. Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями. |
Основные советы по безопасности в социальных сетях: |
|
Электронные деньги – это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хотят получить эти деньги. Они появились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах. |
В России же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их разделяют на несколько видов – анонимные и не анонимные. Разница в том, что анонимные – это те, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, а в неанонимных идентификации пользователя является обязательной. |
Также следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам). |
Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами: |
|
Электронная почта – это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы. |
Основные советы по безопасной работе с электронной почтой: |
|
Кибербуллинг или виртуальное издевательство – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов. |
Основные советы по борьбе с кибербуллингом: |
|
Мобильный телефон. Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений. |
Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность. |
Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств. |
Основные советы для безопасности мобильного телефона: |
|
Online игры – это красочные, захватывающие развлечения, объединяющие сотни тысяч человек по всему миру. Игроки исследуют данный им мир, общаются друг с другом, выполняют задания, сражаются с монстрами и получают опыт. За удовольствие они платят: покупают диск, оплачивают абонемент или приобретают какие-то опции. |
Все эти средства идут на поддержание и развитие игры, а также на саму безопасность: совершенствуются системы авторизации, выпускаются новые патчи (цифровые заплатки для программ), закрываются уязвимости серверов. |
В подобных играх стоит опасаться не столько своих соперников, сколько кражи твоего пароля, на котором основана система авторизации большинства игр. |
Основные советы по безопасности твоего игрового аккаунта: |
|
Фишинг или кража личных данных - главная цель которого состоит в получении конфиденциальных данных пользователей – логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing– рыбная ловля, password– пароль). Обычной кражей денег и документов сегодня уже никого не удивишь, но с развитием интернет-технологий злоумышленники переместились в Интернет, и продолжают заниматься «любимым» делом. |
Основные советы по борьбе с фишингом: |
|
Цифровая репутация – это негативная или позитивная информация в сети о тебе. Компрометирующая информация, размещенная в Интернете, может серьезным образом отразиться на твоей реальной жизни. «Цифровая репутация» – это твой имидж, который формируется из информации о тебе в Интернете. |
Твое место жительства, учебы, твое финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких – все это накапливается в сети. |
Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не сможешь догадаться о том, что фотография, размещенная 5 лет назад, стала причиной отказа принять тебя на работу. |
Комментарии, размещение твоих фотографий и другие действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное: что подумают о тебе окружающее люди, которые найдут и увидят это. Найти информацию много лет спустя сможет любой – как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред. Это может быть кто угодно. |
Основные советы по защите цифровой репутации: |
|
Авторское право |
Современные школьники– активные пользователи цифрового пространства. Однако далеко не все знают, что пользование многими возможностями цифрового мира требует соблюдения прав на интеллектуальную собственность. |
Термин «интеллектуальная собственность» относится к различным творениям человеческого ума, начиная с новых изобретений и знаков, обозначающих собственность на продукты и услуги, и заканчивая книгами, фотографиями, кинофильмами и музыкальными произведениями. |
Авторские права – это права на интеллектуальную собственность на произведения науки, литературы и искусства. Авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание. Никто без разрешения автора не может воспроизводить его произведение, распространять, публично демонстрировать, продавать, импортировать, пускать в прокат, публично исполнять, показывать/исполнять в эфире или размещать в Интернете. |
Использование «пиратского» программного обеспечения может привести к многим рискам: от потери данных к твоим аккаунтам до блокировки твоего устройства, где установлена нелегальная программа. Не стоит также забывать, что существует легальные и бесплатные программы, которые можно найти в сети. |
О портале Сетевичок.рф – твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом. А также принять участие в конкурсах и стать самым цифровым гражданином! |
Родителям (законным представителям) обучающихся
Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет: |
Памятка для родителей об информационной безопасности детей |
Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. |
В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является: |
|
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: |
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству; |
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; |
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным; |
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; |
- оправдывающая противоправное поведение; |
- содержащая нецензурную брань; |
- содержащая информацию порнографического характера. |
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится информация: |
|
С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей. |
Общие правила для родителей |
|
Возраст от 7 до 8 лет |
В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т.е. Родительский контроль или то, что Вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями. |
Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет: |
|
Возраст детей от 9 до 12 лет |
В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля. |
Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет: |
|
Возраст детей от 13 до 17 лет |
В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете. |
Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете. |
Важно по-прежнему строго соблюдать правила интернет-безопасности– соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей. |
|
Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы. |
Детские безопасные сайты
http://www.friendlyrunet.ru / – Фонд «Дружественный Рунет». Главной целью Фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети. Фонд «Дружественный Рунет» реализует в России комплексную стратегию в области безопасного использования интернета. Основными проектами Фонда являются: Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте, специализированная линия помощи для детей «Дети онлайн» и просветительские проекты. |
http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ – Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи "Дети онлайн" является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России. |
http://www.microsoft.com – Компания Microsoft разместила на своем интернет ресурсе много полезной информации по безопасности детей в интернете. Заметки и советы, приведенные ниже, помогут вам обеспечить безопасность детей независимо от того, с какой целью они используют интернет: для поиска информации, разработки школьных проектов, игр или беседы с друзьями. Просмотрев эти видеоролики, вы сможете расширить свои знания по основным вопросам безопасности, касающимся вас как домашнего пользователя. Если вы только приступаете к изучению вопросов, связанных с защитой вашего компьютера и безопасностью информации в сети, вы можете начать с ознакомления с основами: |
Интернет-урок для учителей на тему «Безопасность детей в Интернете» Впервые в России в сети Интернет более 25000 преподавателей со всей территории страны стали первыми участниками двух интерактивных уроков из серии уроков проекта «Всероссийский урок информатики on-line» |
http://www.onlandia.org.ua/rus/html/etusivu.htm - ON-ляндия – безопасная веб-страна. На данном сайте представлены материалы для детей, их родителей и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете. На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента. |
http://www.webkinz.com/ru_ru/ – Webkinz – глобальная социальная сеть для детей, которая полностью безопасна и предлагает возможность социальной адаптации к взрослой жизни. Участниками сообщества могут стать обладатели одноименных мягких игрушек, которые несут на себе секретный код для доступа на сайт. |
http://www.icensor.ru/- Интернет-фильтр для детей. Интернет цензор. Программа «Интернет Цензор» предназначена для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет. «Интернет Цензор» обеспечивает родителям полный контроль за деятельностью в сети их детей. «Интернет Цензор» распространяется бесплатно, очень прост в использовании и хорошо защищен от удаления его ребенком. |
www.tirnet.ru – Детский Интернет адаптирован для детей младшего возраста и их родителей, а также для подростков; он дает возможность не только играть, но и обучаться программированию в инновационной компьютерной среде Скретч; создавать компьютерные игры, ориентированные на самых маленьких пользователей; активно занимается проблемой качества компьютерных игр и сайтов для детей. |
www.ms-education.ru и www.apkpro.ru. – электронный курс программы "Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет". Программа представляет собой 72-х часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом, а также снабжен обширным списком дополнительной литературы и веб-ссылок. Кроме того, программа содержит объемное приложение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различные тексты, рекомендованные для использования в процессе ее освоения. Особенностью программы является еще и то, что каждый ее модуль может быть использован как отдельно, так и в комплексе с другими программами повышения квалификации. |
http://www.nedopusti.ru/ – социальный проект по защите прав детей «Не допусти» – социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление». |
http://psyparents.ru/ - Сайт «Детская психология для родителей» создан по заказу Департамента образования города Москвы и является интернет-проектом Московского городского психолого-педагогического университета. Цель проекта — психолого-педагогическое просвещение родителей по возрастным проблемам обучения, воспитания и развития детей, а также профилактике нарушений личностного развития. |
http://www.za-partoi.ru/ - Журнал "Здоровье школьников" Ежемесячный журнал «Здоровье школьника» – проект Издательского дома МЦФЭР, который осуществляет выпуск 25 профессиональных журналов федерального значения тиражом 250 тысяч экземпляров ежемесячно и до 100 наименований книг ежегодно общим тиражом около 300 тысяч экземпляров. «Здоровье школьника» – новый журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. Журнал ориентирован на широкий круг читателей, и в первую очередь, на родителей детей школьного возраста. |
http://www.newseducation.ru/ - "Большая перемена" сайт для школьников и их родителей |
http://www.tvidi.ru/ – «Твиди» – детский портал-соцсеть: игры, общение, дневники, фотографии и видеоматериалы. |
www.mirbibigona.ru/ – «Страна друзей»:детская соцсеть: общение, музыка, фотоальбомы, игры, новости. |
http://www.smeshariki.ru/ – «Смешарики»: развлекательная соцсеть: игры, музыка, мультфильмы. |
http://www.solnet.ee/ - «Солнышко»: детский портал.Развивающие, обучающие игры для самых маленьких и еще много интересного и для родителей. |
http://www.1001skazka.com - «1001 сказка». На сайте можно скачать аудиофайлы — сказки, аудиокниги |
http://vkids.km.ruNachalka.info – учись, играй, развивайся! |
http://www.nachalka.info/ – это сайт для детей, учащихся в начальной школе, а также их родителей и учителей. Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы! Наш сайт создан для того, что бы сделать обучение по школьной программе интереснее и увлекательнее. Множество упражнений по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру не только развлекут ребенка, но и помогут закрепить навыки, требуемые в рамках федерального государственного образовательного стандарта. |
http://membrana.ru – «Люди. Идеи Технологии». Информационно-образовательный интернет-журнал о новых технологиях. |
http://www.teremoc.ru - Детский сайт «ТЕРЕМОК» с развивающими играми, загадками, ребусами, мультфильмами. |
http://www.murzilka.org/ – Сайт журнала «Мурзилка» со стихами, раскрасками, конкурсами и другой полезной информацией. |
www.ladushki.ru - Сайт для малышей и малышек.Мультфильмы, азбука, счет, рисунки. |
http://www.girl-and-boy.ru/index/about_girl_and_boy/0-14 – Это сайт для подростков! Вся их жизнь как на ладони. Можно найти ответы на любые интересующие тебя вопросы, поделиться радостью и горестью, узнать много нового, о чём раньше даже и думать не мог. Познакомься с замечательными людьми. Общайся и заводи новых друзей. Этот мир создан для тебя! |
http://pioner0001.narod.ru/ – Пионерские странички о дружбе, друзьях и товарищах. |
http://www.e-parta.ru/ - Блог школьного «Всезнайки» – это ленты новостей по всем школьным предметам, виртуальные экскурсии, психологические и юридические советы по проблемам в школе и на улице, учебные видео-фильмы, обзоры лучших ресурсов Всемирной паутины. |
http://www.teenclub.ru/ – «Teenclub» – портал для подростков. Все в одном месте: рефераты, сочинения, гороскопы, анекдоты, новости, образование, любовь, игровые новинки, здоровье, мода, стиль, знакомства, объявления, форумы, чат, раскрутка сайтов, дизайн и многое другое. |
http://web-landia.ru/ - Страна лучших сайтов для детей. |
Памятки для школьников и родителей
Порядок включения доменных имен и или указателей страниц сайтов в сети
Статья 15.1. Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
Статья 15.1. Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено
(введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
- В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее — реестр).
- В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
- Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
- Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке и в соответствии с критериями, которые определяются Правительством Российской Федерации, может привлечь к формированию и ведению реестра оператора реестра — организацию, зарегистрированную на территории Российской Федерации.
- Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2настоящей статьи, являются:
1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 442-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
(пп. «г» введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 50-ФЗ)
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;
(пп. «д» введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 222-ФЗ)
е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
(пп. «е» введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
ж) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
(пп. «ж» введен Федеральным законом от 18.12.2018 N 472-ФЗ)
2) решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
(п. 3 введен Федеральным законом от 23.04.2018 N 102-ФЗ)
- Решение о включении в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, может быть обжаловано владельцем сайта в сети «Интернет», провайдером хостинга, оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения.
- Незамедлительно с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети «Интернет» и уведомить его о необходимости удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2018 N 472-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Незамедлительно с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта в сети «Интернет» обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети «Интернет» провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» незамедлительно.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2018 N 472-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
- В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети «Интернет» мер, указанных в частях 7и 8настоящей статьи, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в реестр.
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.11.2019 в ч. 10 ст. 15.1 вносятся изменения (ФЗ от 01.05.2019 N 90-ФЗ). См. будущую редакцию.
- В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».
- Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет» или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», на основании обращения владельца сайта в сети «Интернет», провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети «Интернет» или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет».
- Порядоквзаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
- Порядок ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», предусмотренный настоящей статьей, не применяется к информации, порядок ограничения доступа к которой предусмотрен статьей 15.3настоящего Федерального закона.
(часть 13 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 398-ФЗ)
- Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4настоящей статьи оператор реестра в течение суток с момента получения решений, указанных в подпунктах «а», «в»и «ж» пункта 1 части 5 настоящей статьи, уведомляет по системе взаимодействия об этом федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(часть 14 введена Федеральным законом от 07.06.2017 N 109-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.12.2018 N 472-ФЗ)